|
Проект Информационного письма «О некоторых вопросах, связанных с применением статьи 5 Федерального закона от 30.12.2008 №312-ФЗ «О внесении изменений в часть первую Гражданского кодекса РФ и отдельные законодательные акты РФ»
Информационное письмо ВАС о новом законе об ООО и регистрации ООО (юридических лиц)
Выгодно! Юридические услуги, Регистрация фирм ооо от 4500 руб. + Бухгалтерское обслуживание.
ВЫСШИЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Проект1
1 Проект подготовлен Управлением анализа и обобщения судебной практики.
Президиум Высшего Арбитражного Суда
Российской Федерации
ИНФОРМАЦИОННОЕ ПИСЬМО
№___
Москва ________ 2010 г.
О некоторых вопросах, связанных с применением статьи 5
Федерального закона от 30.12.2008 № 312-ФЗ «О внесении изменений в часть первую Гражданского кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации»
В связи с возникающими в судебной практике вопросами, касающимися применения статьи 5 Федерального закона от 30.12.2008 № 312-ФЗ «О внесении изменений в часть первую Гражданского кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Закон № 312-ФЗ), Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в соответствии со статьей 16 Федерального конституционного закона «Об арбитражных судах в Российской Федерации» информирует арбитражные суды (далее – суды) о выработанных рекомендациях.
1. Согласно части 1 статьи 5 Закона № 312-ФЗ этот закон вступил в силу с 01.07.2009.
Здесь и далее ссылки на Закон № 312-ФЗ даются в редакции Федеральных законов от 19.07.2009 № 205-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» и от 17.12.2009 № 310-ФЗ «О внесении изменения в статью 5 Федерального закона «О внесении изменений в часть первую Гражданского кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации».
В соответствии с частью 2 статьи 5 Закона № 312-ФЗ уставы обществ с ограниченной ответственностью (далее – общества), созданных до 01.07.2009, подлежат приведению в соответствие с частью первой Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) в редакции Закона № 312-ФЗ и Федеральным законом от 08.02.1998 № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» (далее – Закон об обществах с ограниченной ответственностью) в редакции Закона № 312-ФЗ при первом изменении уставов таких обществ.
В силу данной нормы правомерным является отказ регистрирующего органа в государственной регистрации изменений в устав общества (ООО), который ранее не был приведен в соответствие с вышеназванными законодательными актами, представленных в регистрирующий орган после вступления в силу Федерального закона от 17.12.2009 № 310-ФЗ «О внесении изменения в статью 5 Федерального закона «О внесении изменений в часть первую Гражданского кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации», если ни из заявления о государственной регистрации, ни из решения о внесении изменений в устав не следует, что эти изменения направлены на приведение устава общества в соответствие с указанными законодательными актами.
2. Общество считается созданным как юридическое лицо с момента его государственной регистрации (ООО)(абзац первый пункта 3 статьи 2 Закона об обществах с ограниченной ответственностью).
Однако поскольку учредительные документы общества утверждаются до его государственной регистрации фирмы (статьи 11, 52, 54 и 55 Закона об обществах с ограниченной ответственностью), то положения статьи 5 Закона № 312-ФЗ об уставах и учредительных договорах обществ, созданных до 01.07.2009, распространяются также и на общества, запись о создании которых (как в результате учреждения, так и в результате реорганизации) внесена в единый государственный реестр юридических лиц (далее – Реестр) после 01.07.2009, но заявление о регистрации которых было подано до этой даты.
3. Судам необходимо учитывать, что положения новой редакции законодательных актов, в которые Законом № 312-ФЗ внесены изменения (далее – новое законодательство), применяются к отношениям, возникающим после 01.07.2009 (за исключениями, предусмотренными частями 6, 7 и 10 статьи 5 Закона № 312-ФЗ), независимо от того, приведены ли уставы этих обществ в соответствие с новым законодательством.
4. При разрешении споров о ликвидации обществ по искам регистрирующих органов на основании пунктов 2 и 3 статьи 61 ГК РФ и пункта 2 статьи 25 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее – Закон о регистрации юридических лиц) судам надлежит учитывать, что невыполнение обществом предусмотренной частью 2 статьи 5 Закона № 312-ФЗ обязанности по приведению в соответствие с новым законодательством своего устава при первом его изменении после вступления в силу Федерального закона от 17.12.2009 № 310-ФЗ не относится к нарушениям закона, имеющим неустранимый характер.
Суд на стадии подготовки дела к судебному разбирательству может предложить обществу принять меры по устранению указанного нарушения путем представления в регистрирующий орган документов, необходимых
для государственной регистрации соответствующих изменений в устав юридического лица (ООО) (часть 1 статьи 134 и часть 1 статьи 135 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации). Суд может также отложить судебное разбирательство (статья 158 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), предложив обществу представить в регистрирующий орган указанные документы не позднее установленного в определении суда срока.
В случае невыполнения обществом указаний суда, данных в порядке подготовки дела к судебному разбирательству либо в определении об отложении судебного разбирательства, суд решает вопрос о ликвидации соответствующего общества, имея в виду, что такое его поведение свидетельствует о грубом нарушении части 2 статьи 5 Закона № 312-ФЗ, допущенном обществом при осуществлении своей деятельности (абзац третий пункта 2 статьи 61 ГК РФ, пункт 2 статьи 25 Закона о регистрации юридических лиц).
5. Судам следует иметь в виду, что неприведение устава общества в соответствие с новым законодательством в порядке, указанном в части 2 статьи 5 Закона № 312-ФЗ, не влечет никаких ограничений правоспособности общества, а также не влечет ограничения оборотоспособности долей в уставном капитале такого общества.
В связи этим после 01.07.2009 независимо от приведения устава общества в соответствие с новым законодательством общее собрание участников общества вправе принимать решения о реорганизации или ликвидации общества, решения о внесении в устав изменений, не связанных с приведением его в соответствие с новым законодательством (об изменении уставного капитала общества, об изменении места нахождения общества и т. д.); участники общества вправе отчуждать свои доли в уставном капитале общества, передавать их в залог и т. д.
Неприведение устава общества в соответствие с новым законодательством не может являться основанием для отказа кредитных
организаций в открытии такому обществу банковских счетов или проведении операций по ним, отказа регистрирующих органов в государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, отказа нотариусов в нотариальном удостоверении сделок с долями или частями долей в уставном капитале такого юридического лица (ООО) (далее – доли), отказа регистрирующих органов в государственной регистрации изменений в сведения об юридическом лице (ООО), содержащиеся в Реестре, не связанных с изменением устава общества (в том числе касающихся перехода долей), либо в государственной регистрации юридических лиц, создаваемых путем реорганизации ООО (общества), или во внесении записи о ликвидации общества и т. д.
6. Судам надлежит учитывать, что неприведение обществом своего устава в соответствие с новым законодательством в порядке, указанном в части 2 статьи 5 Закона № 312-ФЗ, не является основанием для признания недействительными совершенных им сделок.
7. Судам необходимо иметь в виду, что при представлении в регистрирующий орган документов для государственной регистрации в связи с прекращением ООО после 01.07.2009 при его реорганизации, ликвидации (в том числе при банкротстве) или исключении ООО (юридического лица) из Реестра по решению регистрирующего органа не требуется приведения устава общества в соответствие с новым законодательством.
8. В силу абзаца второго пункта 1 статьи 14 Закона об обществах с ограниченной ответственностью в редакции Закона № 312-ФЗ размер уставного капитала общества должен быть не менее чем десять тысяч рублей, тогда как ранее действовавшая редакция этой нормы предусматривала, что он должен был составлять не менее стократной величины минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на дату представления документов для государственной регистрации юридического лица (ООО).
Судам следует учитывать, что из указанного изменения не вытекает обязанность обществ, созданных до 01.07.2009, увеличить уставный капитал до размера, установленного новой редакцией Закона об обществах с ограниченной ответственностью.
В связи с этим регистрирующий орган не вправе отказывать в государственной регистрации изменений, вносимых в устав ООО (общества, юридического лица) (в том числе в связи с приведением его в соответствие с новым законодательством), по мотиву несоответствия уставного капитала общества минимальному размеру, установленному пунктом 1 статьи 14 Закона об обществах с ограниченной ответственностью в редакции Закона № 312-ФЗ, если на момент государственной регистрации ООО (общества, юридического лица), при его создании размер уставного капитала соответствовал уровню, установленному действовавшими в тот период правовыми актами.
9. Согласно части 4 статьи 5 Закона № 312-ФЗ учредительные договоры обществ с 01.07.2009 утрачивают силу учредительных документов. В соответствии со статьей 89 ГК РФ и статьей 12 Закона об обществах с ограниченной ответственностью (в редакции Закона № 312- ФЗ) единственным учредительным документом обществ с 01.07.2009 является устав.
Вместе с тем предусмотренные учредительными договорами права и обязанности сохраняют силу только для сторон этих договоров и применяются в части, не противоречащей новому законодательству (часть 3 статьи 5 Закона № 312-ФЗ).
После 01.07.2009 стороны заключенного до этой даты учредительного договора юридического лица (ООО) вправе изменить его или расторгнуть по общим правилам главы 29 ГК РФ, при этом соответствующее соглашение и (или) изменения не подлежат государственной регистрации в Реестре.
10. Судам необходимо иметь в виду, что до 01.07.2009 учредители (участники) обществ в силу пункта 2 статьи 421 ГК РФ вправе были заключать договоры, аналогичные предусмотренному в настоящее время
пунктом 3 статьи 8 Закона об обществах с ограниченной ответственностью (в редакции Закона № 312-ФЗ) договору об осуществлении прав участников общества.
11. В случае совершения после 01.07.2009, но до приведения устава общества в соответствие с новым законодательством сделки по отчуждению доли, приобретенной до 01.07.2009, согласно части 7 статьи 5 Закона № 312-ФЗ проверка нотариусом полномочия отчуждающего долю лица на распоряжение ею осуществляется на основании устава общества в последней его редакции по состоянию на 01.07.2009, определяемой в соответствии с выпиской из Реестра. Если общество состоит из одного участника, то нотариусу дополнительно должно быть представлено решение единственного учредителя (участника) о создании общества либо документы, устанавливающие переход к лицу всех долей в уставном капитале общества.
Этот порядок применяется и в том случае, если отчуждающее долю лицо приобрело ее до 01.07.2009 на основании нотариально удостоверенной сделки.
В указанных в настоящем пункте случаях при поступлении в регистрирующий орган переданного нотариусом заявления, подписанного участником общества, отчуждающим долю, о внесении в Реестр соответствующих изменений правомерными являются действия регистрирующего органа по государственной регистрации изменений в сведения об ООО (юридическом лице, обществе), связанных с отчуждением доли. При этом в Реестр вносятся сведения о размере и номинальной стоимости доли, принадлежащей приобретателю.
12. При поступлении в регистрирующий орган после 01.07.2009, но до приведения устава общества в соответствие с новым законодательством заявления о внесении в Реестр изменений в сведения об обществе, касающихся перехода доли в случаях, не требующих нотариального удостоверения, с приложением документов, подтверждающих основание
для перехода доли (пункт 16 статьи 21 и пункт 6 статьи 24 Закона об обществах с ограниченной ответственностью в редакции Закона № 312-ФЗ, пункт 2 статьи 17 Закона о регистрации юридических лиц в редакции Закона № 312-ФЗ), являются правомерными действия регистрирующего органа по государственной регистрации соответствующих изменений в сведения об ООО (юридическом лице, обществе). При этом в Реестр вносятся сведения о размере и номинальной стоимости доли, принадлежащей приобретателю.
13. При отчуждении до приведения устава общества в соответствие с новым законодательством доли, приобретенной после 01.07.2009, подтверждение полномочий лица, отчуждающего долю, на распоряжение ею осуществляется в общем порядке, предусмотренном пунктом 13 статьи 21 Закона об обществах с ограниченной ответственностью. В частности, в этом порядке осуществляется подтверждение полномочий лица, отчуждающего долю, приобретенную после 01.07.2009 на основании нотариально удостоверенной сделки (часть 8 статьи 5 Закона № 312-ФЗ).
14. В силу части 5 статьи 5 Закона № 312-ФЗ регистрирующий орган одновременно с государственной регистрацией изменений, вносимых в устав ООО (юридического лица, общества) в целях приведения его в соответствие с новым законодательством, вносит в Реестр сведения о размерах и номинальной стоимости долей участников общества на основании его устава в последней зарегистрированной до 01.07.2009 редакции, а также вступивших в законную силу и поступивших в регистрирующий орган на момент государственной регистрации у юридического лица (ООО) указанных изменений решений судов о принадлежности долей в уставном капитале общества
При внесении в Реестр указанных сведений должны учитываться изменения, связанные с переходом долей, изменением их размеров и (или) номинальной стоимости, в установленном порядке внесенные в Реестр после вступления в силу Закона № 312-ФЗ.
15. Несмотря на то, что с 01.07.2009 сведения о размерах и номинальной стоимости долей участников общества исключены из
перечня сведений, которые должен содержать устав общества (пункт 1 статьи 12 Закона об обществах с ограниченной ответственностью), наличие таких сведений в представленных после этой даты в регистрирующий орган изменениях в устав общества не является основанием для отказа в их государственной регистрации. Однако в таком случае эти сведения не являются основанием для изменения содержавшихся в Реестре сведений об участниках ООО (общества); они также не учитываются регистрирующим органом при реализации положений части 5 статьи 5 Закона № 312-ФЗ.
16. Судам надлежит учитывать, что норма части 6 статьи 5 Закона № 312-ФЗ о возможности внесудебного опровержения внесенных в Реестр сведений о размерах и номинальной стоимости долей нотариально удостоверенными документами или заявлениями, подписанными всеми указанными в Реестре участниками общества, распространяется только на те сведения, которые были внесены регистрирующим органом в Реестр на основании устава ООО (юридического лица, общества) последней зарегистрированной до 01.07.2009 редакции одновременно с государственной регистрацией изменений, вносимых в устав в целях приведения его в соответствие с новым законодательством (часть 5 статьи 5 Закона № 312-ФЗ).
17. При рассмотрении споров о признании незаконными решений и действий регистрирующего органа судам следует иметь в виду, что после 01.07.2009 рассмотрение (в том числе принятие решения о государственной регистрации или об отказе в ней) оставшихся нерассмотренными к этой дате документов, представленных до 01.07.2009 в регистрирующий орган непосредственно или отправленных по почте до 01.07.2009 в регистрирующий орган, осуществляется в соответствии с положениями ГК РФ, Закона об обществах с ограниченной ответственностью и Закона о регистрации юридических лиц (ООО) в редакции, действовавшей до вступления в силу Закона № 312-ФЗ, в том числе в части того, кто может быть заявителем при государственной регистрации юридических лиц (ООО).
18. Если до 01.07.2009 доля перешла от одного лица к другому, однако до этой даты не были зарегистрированы изменения в учредительные документы общества в части такого перехода, то после 01.07.2009 внесение в Реестр соответствующих изменений в сведения об участниках общества осуществляется в порядке, установленном Законом о регистрации юридических лиц в редакции Закона № 312-ФЗ (кроме случаев, когда заявление было представлено или направлено по почте в регистрирующий орган до этой даты). В частности, при отчуждении участником доли по договору согласно пунктам 1.3 и 1.4 статьи 9 Закона о регистрации юридических лиц заявителем может быть только этот участник, но не само общество (ООО).
При рассмотрении споров о признании незаконным отказа нотариуса в свидетельствовании подлинности подписи заявителя в вышеуказанном случае судам следует иметь в виду, что нотариус вправе требовать предоставления ему документов, аналогичных предусмотренным частью 7 статьи 5 Закона № 312-ФЗ, и документов, являющихся основанием для перехода доли, но не вправе требовать предоставления именно нотариально удостоверенного договора об отчуждении доли, поскольку до 01.07.2009 такое удостоверение этих договоров не являлось обязательным в силу закона.
19. Поскольку в силу пункта 2 статьи 185 ГК РФ доверенность на совершение сделок, требующих нотариальной формы, должна быть нотариально удостоверена, а согласно абзацу первому пункта 1 статьи 11 Закона об обществах с ограниченной ответственностью в редакции Закона № 312-ФЗ сделка, направленная на отчуждение доли, подлежит нотариальному удостоверению, то полномочия представителей на совершение таких сделок, основанные на выданных до 01.07.2009 в простой письменной форме доверенностях, с 01.07.2009 прекратились.
20. Согласно пункту 1 статьи 94 ГК РФ и пункту 1 статьи 26 Закона об обществах с ограниченной ответственностью (в редакции Закона №
312-ФЗ) участник общества вправе выйти из общества, только если это предусмотрено уставом общества. Право участника общества на выход из общества может быть предусмотрено уставом общества при его учреждении или при внесении изменений в его устав по решению общего собрания участников общества, принятому всеми участниками общества единогласно, если иное не предусмотрено федеральным законом. В соответствии с частью 10 статьи 5 Закона № 312-ФЗ до 01.01.2010 внесение в уставы обществ, созданных до дня вступления в силу Закона № 312-ФЗ, изменений, предусматривающих право участника общества выйти из общества, осуществляется по решению общего собрания участников общества, принятому тремя четвертями голосов от общего числа голосов участников общества.
Судам, применяя указанные нормы, следует учитывать, что если устав общества, созданного до 01.07.2009, содержал положение о праве участников на выход из общества, то это право сохраняется у них и после этой даты, пока соответствующее положение не исключено из устава, независимо от того, внесены ли в устав общества изменения в связи с приведением его в соответствие с новым законодательством. Если устав общества, созданного до дня вступления в силу Закона № 312-ФЗ, не содержал такого положения, то с 01.07.2009 его участники не имеют права выйти из общества в порядке, предусмотренном статьей 26 Закона об обществах с ограниченной ответственностью.
ВАРИАНТ второго абзаца:
Из приведенных норм вытекает, что с 01.07.2009 прекратилось право на выход у участников всех обществ и после этой даты оно может быть только вновь предоставлено путем закрепления соответствующего положения в уставе тремя четвертями голосов от общего числа голосов участников общества до 01.01.2010 (часть 10 статьи 5 Закона № 312- ФЗ) или после этой даты всеми участниками общества единогласно
(абзац второй пункта 1 статьи 26 Закона об обществах с ограниченной ответственностью в редакции Закона № 312-ФЗ).
В тех случаях, когда право участников на выход из общества прекратилось в связи со вступлением в силу Закона № 312-ФЗ, судам следует иметь в виду, что не считается вышедшим из общества участник, направивший по почте до 01.07.2009 заявление о выходе из общества, если оно было получено обществом после этой даты, поскольку пункт 2 статьи 26 Закона об обществах с ограниченной ответственностью в прежней редакции предусматривал, что в случае выхода участника из общества его доля переходит к обществу с момента подачи заявления о выходе из общества, то есть с момента поступления его в общество.
21. При рассмотрении споров о признании незаконными решений и действий регистрирующих органов, связанных с внесением записей в Реестр после 01.07.2009, судам необходимо иметь в виду, что формы № Р11001 «Заявление о государственной регистрации юридического лица при создании», № Р12001 «Заявление о государственной регистрации юридического лица, создаваемого путем реорганизации», № Р13001 «Заявление о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица», № Р14001 «Заявление о внесении в Единый государственный реестра юридических лиц изменений в сведения о юридическом лице, не связанные с внесением изменений в учредительные документы», утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 19.06.2002 № 439, не позволяют реализовать требования Закона № 312-ФЗ.
В связи с этим до утверждения новых форм уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (пункт 1.2 Закона о регистрации юридических лиц) внесение в Реестр регистрирующим органом записей на основании не вышеуказанных форм заявлений, а форм заявлений, рекомендованных ФНС России и размещенных на ее сайте в сети Интернет по адресу
www.nalog.ru (письмо ФНС России от 25.06.2009 № МН-22-6/511@), само по себе не является основанием для признания соответствующих решений и действий регистрирующего органа незаконными.
Кроме того, судам при рассмотрении споров о признании незаконными отказов нотариусов в свидетельствовании подлинности подписи на вышеуказанных заявлениях следует учитывать, что составление такого заявления по вышеуказанной рекомендованной ФНС России форме до утверждения новых форм уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти само по себе не может являться основанием для такого отказа.
Председатель
Высшего Арбитражного Суда
Российской Федерации А.А. Иванов
Смотрите также:
Юридические услуги, Регистрация фирм ооо Регистрация ООО Виды услуг по регистрации фирм и ИП
Главная |