Электронная отчетность: будущее - сегодня!
Источник Аудит Группа Бизнес-Партнер
Сегодня бухгалтер должен виртуозно управляться не только с бумагами и калькулятором, но и со сложными программами автоматизации учета, системами информационно-правового обеспечения, различными электронными услугами. Статья посвящена передаче "электронной" налоговой отчетности по телекоммуникационным каналам связи.
Электронная отчетность - первый шаг в развитии рынка электронных услуг, которые обеспечат полноценный юридически значимый обмен документами в этой форме. Значительная часть вопросов читателей завершается просьбами доходчиво, простыми словами рассказать о том, как устроена сложная система электронной отчетности. Попытаемся кратко ответить на вопрос: как это работает?
Шаг 1. Электронная цифровая подпись
Чтобы придать электронным документам юридическую силу, равную по силе бумажным с собственноручной подписью и печатью, необходимо использовать Электронную цифровую подпись (ЭЦП). ЭЦП для передачи отчетности может обеспечить только Удостоверяющий центр (УЦ), аккредитованный в Сети доверенных УЦ ФНС России. Особое программное обеспечение УЦ генерирует уникальные Открытый и Закрытый (секретный) ключи. Они позволяют шифровать электронные документы, формировать ЭЦП и подтверждать достоверность переданной информации.
Удостоверяющий центр может генерировать ключи у себя и впоследствии передать их вам либо обеспечить технологию формирования ключей прямо на вашем рабочем месте. Для создания ключей необходимо приобрести и установить Средство криптографической защиты информации (СКЗИ). Это специальная программа, сертифицированная ФСБ России. Она позволит также шифровать и подписывать отчетность. Сроки действия Ключей подписи и реквизиты их владельца фиксирует Сертификат ключа подписи. Ключи должны быть записаны на надежный носитель и сохранены до заветного момента подписания отчета.
Могут ли сторонние лица взломать ключ и незаконно пользоваться им от вашего имени? С этим вопросом мы обратились к Владимиру Пащаку, техническому директору "ГАРАНТ Электронный Экспресс". По его словам, устойчивость ко взлому обеспечивается как выбором длинного 512 битного Ключа, так и безупречным математическим аппаратом формирования ЭЦП. Для "лобовой" атаки на ЭЦП понадобится слаженная работа тысяч персональных компьютеров в течение многих лет. Поскольку срок жизни Ключа не более 12 месяцев, такая атака становится бессмысленной.
Итак, для получения цифровой подписи вам следует приобрести программу СКЗИ у ее поставщика и услугу по выдаче ЭЦП в Удостоверяющем центре, входящем в сеть доверия ФНС России. При покупке программы обязательно потребуйте у продавца сертификат на нее, а также лицензию на распространение, выданные ФСБ России.
Шаг 2. Подготовка электронного отчета
После того как подпись получена, можно приступать к подготовке отчетов для налоговой инспекции. Это также потребует специального программного обеспечения, сертифицированного ГНИВЦ ФНС России. Оно позволяет:
- загрузить отчет из внешней бухгалтерской программы или тут же его создать с использованием имеющегося в программе набора форм отчетности;
- проверить отчет при помощи "встроенных" алгоритмов форматно-логического контроля на предмет возможных опечаток и ошибок в заполнении;
- зашифровать и подписать отчет с использованием Ключей подписи.
Отметим, что программы для подготовки и передачи отчетности в ИФНС могут различаться по количеству форм, тем или иным функциям, алгоритмам проверки и т. д. Поэтому при покупке узнайте побольше о производителе, реализованных в программе функциях, сроке действия сертификата соответствия, об удовлетворении его требованиям ФНС России.
Шаг 3. Отправка отчетности
Нажатие кнопки "Отправить" позволяет передать подготовленный и зашифрованный отчет через Интернет в вашу налоговую инспекцию. "Умная" программа, как правило, сама знает, куда нужно передать отчет по каждой организации, которую вы ведете (например, если их несколько). Это не чудеса интуиции, а "сквозное" использование данных, полученных от вас при начальной регистрации.
Услуги по передаче отчетности и сервисную поддержку предоставляют Специализированные операторы связи, соответствующие определенным требованиям, у которых есть договор с Управлением ФНС.
Доставка отчета до получателя зависит от качества телекоммуникационной системы Спецоператора. А ваше спокойствие и уверенность - от системы сервисной поддержки, горячей линии Спецоператора и ее способности в любой необходимый момент ответить на вопрос: что с моей отчетностью?
Спецоператор фиксирует время и дату сдачи отчетности. Он является третьей стороной, которая в спорных ситуациях подтвердит факт ее сдачи.
Подытожим. Для отправки отчетности в инспекцию вам следует приобрести услугу по передаче данных у Специализированного оператора связи. При выборе оператора наведите справки о его "кредитной истории", возможностях сервисной поддержки, горячей линии.
Шаг 4. Сбор необходимых электронных документов
После того как отчет отправлен, необходимо следить за ответными сообщениями Спецоператора и инспекции. Факт передачи отчета будет признан, если у вас есть следующие электронные квитанции, подписанные ЭЦП их отправителя:
- подтверждение Спецоператора о дате отправки;
- квитанция налоговой инспекции о получении отчетности;
- протокол входного контроля, подтверждающий прием отчетности.
Если все эти документы собраны, прием отчетности становится юридическим фактом.
Порядок отправки отчетности
Проведение аудита
Аудиторские услуги, аудиторское обслуживание
Аудиторская компания
Услуги бухгалтерской фирмы
Бухгалтерское сопровождение
Бухгалтерское обслуживание
Стоимость бухгалтерских услуг
Ведение бухгалтерского учета
Юридические услуги, Регистрация фирм ооо
Государственная регистрация юридических лиц
Мнение оппонентов о передаче функций по ведению бухгалтерского учета профессиональной аудиторской организации
Продажа доли в Уставном Капитале ООО, отчуждение доли ООО, дарение доли, оценка доли оценщиком, список документов